| |
Уважаемые участники Круглого стола!
С развитием цивилизации появились коммерческие возможности для эксплуатации результатов интеллектуальной
деятельности. Так как процесс производства и вывода на рынок собственной продукции предполагает значительные
финансовые, материальные вложения и определенные риски, недобросовестные предприниматели, пытаясь сократить
время и финансовые затраты на исследование и разработку новых продуктов, создание и продвижение своих товарных
знаков, используют чужие достижения, в частности, товарные знаки известных производителей.
В результате российский потребительский рынок заполняется во все возрастающих масштабах контрафактной продукцией,
нанося ущерб легальным правообладателям, приводя государство к ощутимым экономическим потерям, подрывая престиж
России на международной арене. Потребители вводятся в заблуждение относительно потребительских свойств товара,
его качества, которое, как показывает практика, бывает достаточно низким, что не только подрывает деловую репутацию
правообладателя, но и ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей.
Это вызывает особое беспокойство со стороны государства, заставляя искать пути более эффективного и адекватного
выхода из сложившейся ситуации.
Роспатент, являющийся правопреемником Российского агентства по патентам и товарным знакам, наряду с новыми функциями
по контролю и надзору в сфере охраны и использования объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной
деятельности, вовлекаемых в гражданско-правовой оборот, продолжает осуществлять традиционные для него функции, связанные
с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, ведет соответствующие реестры зарегистрированных
объектов интеллектуальной собственности, что позволяет ему владеть полным объемом достоверной информации.
Специфика объектов интеллектуальной собственности и правонарушений в отношении них, требует определенных познаний
и квалификации и для обеспечения полного раскрытия каждого преступления или правонарушения, объективного и всестороннего
расследования и соблюдения при этом требований материального и процессуального права.
До внесения поправок в Закон Российской Федерации «О товарных знаках,знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров» (далее - ЗоТЗ) среди недобросовестных предпринимателей существовала практика регистрации на свое имя не зарегистрированных
прежде средств индивидуализации, которые, тем не менее, уже какое-то время использовались российским или иностранными производителями
для идентификации своих товаров и услуг и стали хорошо известны потребителю. При этом ни судебные органы, ни Роспатент не имели
законодательной возможности не допустить такую регистрацию, пресечь подобные действия.
В настоящее время, в соответствии со статьей 28 ЗоТЗ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано
недействительным, если связанные с регистрацией этого товарного знака действия правообладателя, а по существу «пирата», признаны в
установленном порядке актом недобросовестной конкуренции. Иными словами, если антимонопольный орган признает, что правообладатель
недобросовестно зарегистрировал товарный знак на свое имя (например, зная, что этот товарный знак принадлежит иностранной компании,
которая собирается выходить на российский рынок), то Роспатент, получив такое решение антимонопольного органа, прекратит правовую
охрану такого товарного знака.
Прекращена будет и правовая охрана знака, предоставленная на имя агента или представителя лица, которое является обладателем
исключительного права на знак в одном из государств-участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Однако, не смотря на такое усовершенствование, анализ законодательных норм, действующих в данной сфере, в том числе за рубежом,
опыта противодействия нарушениям, позволили выявить имеющиеся пробелы отечественного законодательства и сформулировать предложения
по дальнейшему совершенствованию законодательства, направленному на усиление борьбы с контрафактом
Предложения касаются, прежде всего, таких законов, как ЗоТЗ, Закона "Об авторском праве и смежных правах" (далее – ЗоАП),
Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)
и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
1. Как показывает опыт зарубежных стран, наиболее эффективным
средством борьбы с нарушениями прав на товарные знаки является
возмещение ущерба, нанесенного правообладателю. Действующий ЗоТЗ позволяет правообладателю требовать прекращения незаконного
использования товарного знака или возмещения причиненных убытков или выплаты денежной компенсации. Такой альтернативный подход
ограничивает правообладателя в защите своих прав.
Кроме того, законодательством многих зарубежных стран, наряду с удалением
за счет нарушителя с контрафактных товаров этикеток,
упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, либо уничтожение их в случае
невозможности такого удаления, что предусмотрено и российским законодателем, применяется такая мера защиты как конфискация материалов
и средств изготовления контрафактных товаров. Такая же мера предусмотрена и Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (далее - ТРИПС), действующим в рамках ВТО.
В этой связи, в целях усиления защиты от незаконного использования
товарных знаков и наименований мест происхождения товаров
предполагается внести в статью 46 ЗоТЗ изменения, предусматривающие возможность одновременного требования от нарушителя
прекращения нарушения, взыскания причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством, а также уничтожения материалов
и средств изготовления контрафактных товаров, упаковок, этикеток для этих товаров.
Введение в Закон таких изменений позволит, с одной стороны, в полной
мере обеспечить защиту гражданской прав правообладателя
от незаконного использования товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, предотвратить вторичное попадание на
потребительский рынок контрафактной продукции, защитив тем
самым потребителя, а, с другой стороны, соответствовать требованиям ТРИПС и мирового сообщества.
2. В числе гражданско-правовых способов защиты авторских и
смежных прав в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) важнейшим является признание права автора.
При этом в настоящее время рассматривается вопрос о возложении бремени
доказывания факта нарушения прав на лицо, оспаривающее авторское право. Для этого в текст ЗоТЗ предлагается внести дополнение о том,
что творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.
Наличие множествования нередко на практике трактуется в судах как
право выносить или не выносить такое определение, а не обязанность это делать. Такие мягкие формулировки работают на руку нарушителя,
позволяя уходить от ответственности. Для устранения такой мягкости предполагается принять формулировку об обязанности суда выносить определение.
3. КоАП РФ предполагается дополнить положениями о конфискации и уничтожении
не только товаров с незаконным использованием товарных знаков или наименований мест происхождения товаров, но также материалов и оборудования,
используемых для их изготовления. Такая норма согласуется с отмеченными уже предложениями по изменению ЗоТЗ и ЗоАП.
Кроме того, одной из частых причин прекращения в арбитражных судах дел о
правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности, является отсутствие прямого указания в КоАП РФ на нарушения в сфере интеллектуальной
собственности в общем перечне нарушений, для которых предусмотрено административное расследование. В данном перечне упомянуты правонарушения
в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей, таможенного дела. Поэтому предварительное
расследование нарушений в области интеллектуальной собственности в настоящее время возможно только в ситуациях, когда такие нарушения связаны
с нарушениями в перечисленных областях.
Еще одной из причин, препятствующих к привлечению к ответственности за
контрафактные товары и пиратство, являются недостаточные сроки, отведенные кодексом для вынесения постановления по таким делам – 2 месяца
со дня выявления правонарушения. В то время, как срок для вынесения постановления по делам, связанным с таможенным и антимонопольным
законодательством, составляет до 1 года.
Поэтому в настоящее время предполагается дополнить КоАП РФ, внеся в перечень
нарушений, предусматривающих административное расследование, прямое указание на нарушения в сфере интеллектуальной собственности, а также
увеличить сроки для вынесения постановления до 1 года. Снизив тем самым число прекращаемых дел.
4. Действующее уголовное законодательство квалифицирует нарушения прав
интеллектуальной собственности достаточно мягко, что приводит к несанкционированному использованию интеллектуальной собственности внутри
страны и практически беспрепятственной утечке за рубеж.
В этой связи в УК РФ и УПК РФ предполагается внести дополнения по ужесточению
сроков наказаний за преступления в сфере интеллектуальной собственности лишением свободы. Эти сроки предполагается сделать соответствующими
преступлениям средней тяжести, увеличив с 2 до 3 лет, тяжким преступлениям – с 5 до 6 лет. Также предполагается увеличить сроки расследования
преступлений, связанных с нарушением прав на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.
Хочется особо подчеркнуть, что законотворческая деятельность является безусловно
важным аспектом государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. Однако какой бы совершенной не была система мер противодействия
нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, она обеспечивает только надежную «юридическую оболочку», которая без тесного взаимодействия
и скоординированности действий всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций так останется всего лишь «оболочкой».
Роспатент активно взаимодействует с органами, призванными обеспечивать пресечение
правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, оказывая практическую помощь и предоставляя информацию о правообладателе, сроках действия
того или иного охранного документа, заключении в отношении объекта интеллектуальной собственности договоров об уступке или лицензионных договоров,
адресе правообладателя.
Привлекаются специалисты и для предоставления соответствующих экспертных заключений,
подготовки письменных консультаций, справок и разъяснений законодательства в сфере интеллектуальной собственности, сопоставительных анализов по
представленным образцам, макетам, изделиям, в том числе на предмет установления сходства обозначений до степени смешения, однородности товаров.
В 2004 году Роспатент и его подведомственные организации рассмотрели более 900 обращений,
поступивших от правоохранительных органов, большинство из которых поступило из органов внутренних дел – 291, судебных органов – 250, антимонопольных
органов – 68, таможенных органов – 31 и органов прокуратуры – 25.
При этом полагаю, что такое взаимодействие может осуществляться не только с федеральными
органами исполнительной власти, судебными органами и органами прокуратуры, но и с другими организациями, в том числе общественными, что послужит цели
повышения эффективности защиты объектов интеллектуальной собственности, защите прав граждан, в целом, и потребителей, в частности.
Чему может способствовать целый комплекс мероприятий, в том числе проведение совместных
семинаров, круглых столов, обмен опытом.
|